Фольклорное дело

  • Рабочая встреча в Министерстве культуры Московской области
    6 июня 2017 года в Министерстве культуры Московской области состоялась рабочая встреча руководителя Государственного центра русского фольклора Морозова Дмитрия Викторовича и заведующей отделом научных исследований Добровольской Варвары Евгеньевны с руководством ведомства. Были обсуждены вопросы научно-методического сотрудничества, план совместных мероприятий и проект подготовки описаний объектов нематериального культурного наследия региона.   
  • Традиции использования шаманского бубна с колотушкой у коренных народов Дальнего Востока
    Бубен является наиболее распространенным инструментом аборигенов Дальнего Востока. Интересен тот факт, что он имелся почти в каждой семье, на нём могли играть не только шаманы. Каждый человек мог шаманить «для себя» в интимных условиях. Публичное выступление совершал настоящий «избранник духов», а «домашние шаманы» не вмешивались в обряд и не подпевали ему. Они только наблюдали за ...
  • Традиционная технология обработки рыбьей кожи у коренных народов Амура
    Обработка и дальнейшее использование рыбьих шкур для изготовления различных изделий – традиционные занятия народов Нижнего Амура и Сахалина. Рыбья кожа была универсальна. Она обладала незаменимыми качествами: легкостью, прочностью, непромокаемостью. Разные части одежды изготавливались из кожи определенной породы рыб. Ссылка на описание объекта: http://www.rusfolknasledie.ru/search/
  • Традиции использования пояса шамана у коренных народов Дальнего Востока
    Пояс шамана с подвесками был призван отпугивать злых духов от болеющего человека (обряд камлания). Считалось, что злые духи испугаются шума, издаваемого им. Шаманский пояс воспринимался коренными жителями Дальнего Востока намного шире, нежели просто музыкальный инструмент. Ссылка на описание объекта: http://www.rusfolknasledie.ru/search/
  • Ритуальный комплекс коренных народов севера Хабаровского края «Праздник Первой Рыбы»
    Ритуальный комплекс состоит из нескольких разделов. Начинается праздник с всеобщего танца-хоровода «Хэйде» (друг). Далее следовали три обряда, связанных с костром: разжигание; изгнание духов; и его кормление. После этого участники праздника совершали ритуал кормления сети, заканчивающийся всеобщим поеданием первой пойманной рыбы. Набравшись сил, коренные жители Хабаровского края начинают народные гулянья: спортивные соревнования сопровождаются песнями, танцами, выставками ...
  • Традиции использования металлического дугообразного варгана у коренных малочисленных народов Хабаровского края
    Игра на металлическом дугообразном варгане была широко распространена в национальной культуре коренных малочисленных народов Хабаровского края как в обрядовой практике, так и в повседневной жизни. Игрой на нем сопровождались поминальные, шаманские обряды, важнейшие календарные праздники. Кроме того, считалось, что варган помогал влюбленным: игра на нем использовалась нанайцами как средство, с помощью которого можно было завуалировать ...
  • Технология выделки оленьей шкуры эвенками Селемджинского района Амурской области
    Оленья шкура для эвенка это — унты, доха, шапка, перчатки, упряжь, подбивка лыж, спальные мешки, кумаланы, шкура на пол и др. Эвенки Селемджинского района Выделывают оленьи шкуры, как это делали их предки, не применяя химических, неорганических соединений, без особой механизации. Зачастую мездра снимается так: шкура бросается на лед и примерзает к нему, а затем срывается ...
  • Заговорные традиции русских Забайкалья
    Одним из видов поэтического репертуара русских Забайкалья остаются заговорно-заклинательные тексты — заговоры. Это небольшие по объёму, ритмические по складу формульные произведения, исполняемые с магической целью в сопровождении ритуальных действий. Произносятся они, как правило, шепотом или скороговоркой. Благодаря сакральности заговоры играли важную роль в обрядовой жизни, исполнять их могли люди, обладающие, как считалось, особым даром магического ...
  • Обряд крещения новорожденных у «семейских» Красночикойского р-на Забайкальского края
    Обряд крещения в бытовом его применении чаще называют “погружением”. Сам обряд погружения остается у семейских неизменным, что подтверждается опросами потомков старообрядцев, проживающих в разных районах края. Для семейских считалось обязательным крещение ребенка после его рождения: «Жить некрещеному, значит жить во грехе. А если случится, что ребенок умрет некрещеным, так это совсем плохо» (М. Е. Колесникова). ...
  • Фольклорный ансамбль «Читинская слобода»
    Руковолитель: информация уточняется Год создания: 2014 год Деятельность:   Ансамбль ведет активную концертную деятельность, выступая на различных площадках города, края, России и зарубежья. Название «Читинская слобода» — не случайно. Согласно документам, поселение на слиянии двух рек – Ингоды и Читы — носило это название почти сто лет. В народе говорили просто Читинск. И только после присвоения статуса города появилось привычное – Чита. В век же существования Читинской слободы как раз и происходило ...